Около 20% учеников первых классов испытывают трудности в обучении. Одной из основных причин неуспеваемости считается задержка психического развития. Задержка психического развития ребёнка — нарушение не грубое, но требующее коррекционного подхода. Она успешно корректируется и ребёнок сможет учиться в общеобразовательной школе.
Так как задержка психического развития ребёнка — это медицинский диагноз, то поставить его может только врач. К сожалению, многие врачи игнорируют жалобы родителей, поэтому лучше всего обратиться сразу к детскому врачу-психоневрологу.
Дети, у которых наблюдается задержка психического развития, невнимательны, неусидчивы, часто не понимают условий предлагаемых заданий. Это становится причиной низкой познавательной активности — ребёнок не замечает всего того, что интересует его сверстников. Это все является результатом специфических особенностей его психической деятельности, что обусловлено не грубой органической недостаточностью мозговых систем, которые отвечают за обучаемость малыша, а формированием сложных форм поведения.
Чем можно помочь?
Наиболее распространённым отношением к детям с задержкой психического развития является поведение родителей, когда они сами чрезмерно опекают ребёнка — собирают ему школьный портфель, строго контролируют выполнение домашних заданий. Такое поведение, когда за малыша делается все, даже то, что он может сделать самостоятельно, очень вредно ребёнку. Оно не позволяет сформироваться таким важным чертам характера, как ответственность и самостоятельность.
Безусловно, контролировать малыша нужно, но контроль должен осуществляться не «над» ребёнком, а «рядом» с ним. Мама должна спрашивать: «Какой урок ты будешь делать сначала? Что тебе задали? Куда ты записал задание? Что тебе нужно для его исполнения?» Подобные вопросы помогают малышу активизировать внимание и направить его в нужное русло.
Не менее вредной оказывается и другая крайность, когда родители слишком требовательны к ребёнку, при этом не учитывая не только специфику его развития, но даже возраст малыша. Перегрузки, особенно интеллектуальные, влекут за собой не только снижение работоспособности, но и заторможенность, агрессию, срывы, стрессы.
Существует также и другой вариант поведения — попустительское. При этом родители предоставляют ребёнка самому себе в надежде, что он сам знает, что ему надо. Этот вариант поведения тоже недопустим.
Очень важно, чтобы ребёнок верил в свои силы. А это возможно только с помощью родителей, которые должны верить в малыша. Необходимо как можно больше общаться с ребёнком. Пока он не умеет читать, рассказ — это единственное средство общения. Расспрашивайте малыша о том, что он видел, слышал, узнал. Таким образом, активизируется и активно работает память, ребёнок активно думает.
Ещё одним важным аспектом обучения является заинтересованность малыша в том, что он учит. Поэтому обучение лучше начинать с самого интересного. Это пробуждает веру в свои силы, неподдельный интерес к занятию, снимает напряжённость и поддерживает активное, комфортное состояние ребёнка. Лучше всего, когда обучение будет вестись в неофициальной обстановке — чтение по дороге к бабушке, повторение правил в процессе сборки конструктора.
http://www.7ya.lv/moj-rebyonok/sedmoj-lepestok/kak-pomoch-rebenku-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html